(часть 1) (часть 2) (часть 3) (часть 4) (часть 5)

ИСТОРИЯ КАРАТЭДО (часть 2)

Острову Окинава придается в истории каратэдо особое значение, так как он по праву считается колыбелью современного каратэдо. Прежде чем продолжить рассказ о зарождении каратэдо, необходима некоторая географическая информация: архипелаг Рюкю (Нансей) представляет собой цепь островов, протянувшуюся от острова Кюсю до Тайваня. Он состоит из нескольких мелких островов: Сакисима, Окинава, Токараи, Амами и др. Окинава — самый крупный остров вытянутой формы имеет площадь 1254 кв. км. Ширина острова, в среднем, около 10-12 км, а длина по прямой около 110 км. Наиболее крупные населенные пункты сосредоточены в южной части острова — это города: Наха, Сюри и Томари. Самый крупный порт, он же и столица — город Наха. Расстояние до о-ва Кюсю 500км., до Тайваня 600 км. и 800 км до южно-китайского побережья.

Этнически население архипелага родственно японцам, но есть мнение, что рюкюсцы имеют примеси малайско-полинезийской, китайской и даже арабской кровей. Говорят на диалекте Рюкю. После реформ Мэйдзи 1868 Окинава вошла в состав Японии в качестве префектуры. Слово «Окинава» японского происхождения и означает «веревка в море», сами окинавцы называют свой остров Утина, а себя — «утинантю». Результаты археологических раскопок на Окинаве позволяют утверждать, что люди поселились на острове около 20-ти тысяч лет назад. Достоверно известно, что уже в III веке окинавцы имели связи с азиатским континентом. В Китае первые письменные упоминания об островах архипелага Рюкю появились в начале VII века. Сохранившиеся документы того времени сообщают нам о многочисленных междоусобных войнах. В то время Окинава была раздробленной феодальной страной. Остров грабили мелкие местные вожди, которые силой брали все, что хотели.

В VII веке отмечены первые торговые контакты Окинавы с Японией, и с течением времени эти связи становятся более прочными. Когда в X — XI веках в Японии возникают могущественные феодальные кланы Тайра и Минамото, и начинается их яростная борьба за власть, Окинава становится местом, где побежденные сторонники клана Тайра скрывались от преследования и мести победителей. Беглые самураи принесли с собой японское боевое искусство и многие виды японского оружия. С VIII по XIII вв. Окинава периодически подвергается нападению китайских пиратов, а иногда и регулярных войск. Разобщенные и враждующие между собой правители разных районов острова выплачивали дань Японии и Китаю. Период феодальной раздробленности завершился в 1186 году, когда первый король Окинавы Сюнтэн совершил насильственное объединение всей страны. Он уделял большое внимание военному делу. При нем активно строились замки и крепости, росли поместья, шло обучение солдат. До середины XIV века население острова еще пыталось отстаивать независимость и суверенитет и только в 1372 году король Рюкю Сацудо признал вассальную зависимость от императорского двора династии Мин. Вскоре на острове появились и колонии военной и гражданских миссий близ крупнейших городов Сюри, Наха и Томари.

Хотя китайская община, как и во всех странах Юго-Восточнй Азии, держалась особняком, именно из нее стали просачиваться в народ сведения о КЭМПО. Именно в районах этих городов впоследствии сформировались три крупнейшие ветви окинавского каратэдо: СЮРИ-ТЭ, НАХА-ТЭ и ТОМАРИ-ТЭ. В 1429 г. король Се Ха-си окончательно объединил под своей эгидой три области Окинавы: Хокусан, Нан-дзан и Тю-дзан, постоянно соперничавших между собой. Ха-си издает указ о запрете на ношение оружия «КИН-БУ», поскольку наличие последнего у жителей рано или поздно могло привести к массовым вооруженным выступлениям и краху властных структур. Исключение было сделано лишь для королевской дружины и высших феодалов. Крестьяне и ремесленники остались беззащитными перед произволом чиновников и солдат, а также разбойничьих шаек. Эти меры вынудили многих крестьян искать спасения у местных мастеров по рукопашному бою ОКИНАВА-ТЭ.

Мастер ХИГАОННА МОРИО в своих трудах по истории окинавского Годзю-рю пишет: «После того, как король Се Син отнял у всех жителей острова права на ношение оружия были созданы два стиля рукопашного боя. Один — в среде дворянства и назывался ТЭ, другой развивался среди простого народа и назывался «РЮКЮ КОБУДЗЮЦУ». Занимались им рыбаки, крестьяне, ремесленники и отличался этот стиль использованием в качестве оружия простых инструментов, характерных для крестьянского труда. Тренировки энтузиастов, изучавших эти виды боевого искусства проводились, как правило, ночью и тайно». Необходимо отметить, что различные системы рукопашного боя издавна существовали на Окинаве и практиковались в народе довольно широко. Одни из первых упоминаний относятся к VIII веку. Другая особенность Формирования рукопашного боя Окинавы состоит в том, что остров издавна служил убежищем для всякого рода беженцев. Остатки разгромленных войск Тайра в XII веке переправились на Окинаву и принесли передовое японское воинское искусство. Эмигранты из Китая после свержения династии Мин в 1644 году принесли элементы китайских воинских искусств. Смешавшись с формами местного кулачного боя, китайские разновидности ЦЮАНЬ-ШУ и японского БУ-ДЗЮЦУ образовали специфическую систему рукопашного боя — ОКИНАВА-ТЭ.

Между тем торговые связи со странами Восточной Азии расширялись. Как свидетельствуют документы из национальных архивов, в период между началом XV и концом XVI веков Окинава имела представительства в Малайзии, Индонезии, Вьетнаме, Лаосе, Бирме, Корее и еще более чем в тридцати соседних странах, поэтому можно предположить, что арсенал ОКИНАВА-ТЭ пополнялся элементами боевых техник этих стран.

В 1477 году Се Шин, старший сын правителя Се Ха Ши вновь издает указ о запрете на ношение оружия и на тренировочные занятия по системе ОКИНАВА-ТЭ. Начался период подпольного развития боевого искусства. Политическое и экономическое положение Окинавы требовало постоянного тонкого лавирования между Китаем и Японией с тем, чтобы иметь большую выгоду от своего торгового посредничества. Королевство Рюкю самостоятельно не могло защитить своих купцов и вынуждено было выбирать покровителя между Китаем и Японией.

Правивший в то время король Се Нэй совершил трагическую для Окинавы ошибку. Великий японский полководец и государственный деятель Тоетоми Хидэеси решил завоевать Корею и Китай и попросил содействия у короля Се Нэй. Тот ничего не зная о военной мощи сёгуна, не только ответил отказом, но и раскрыл зловещие планы китайскому императору.

Военные действия японцев в Корее в 1592 и 1597-1598 годах были неудачными, Хидэеси внезапно умер, и после его смерти японцы были вынуждены вывести свои войска с материка. В последовавшей за этими событиями междоусобной войне японских феодалов победу одержал Токугава Иэясу. Среди побежденных противников Токугава был властитель южно-японского княжества Сацума Симадзу Иэхиса. Токугава мог жестоко наказать побежденного, но он сделал иначе: направил жестокого правителя Сацумы в карательный поход против королевства Рюкю. Симадзу тщательно подготовил военный план, и в феврале 1609 года три тысячи самураев на ста кораблях высадились на Окинаве. Конечно окинавцы, которые уже десятки лет не имели армии и не вели войн, не могли оказать серьезного сопротивления армии Симадзу, воины которой славились своей силой по всей Японии.

Окинава превратилась в протекторат Японской империи, население было обложено поборами и подвергалось жестокой дискриминации. Вот в этот период оккупации островов японцами у рюкюсцев появляются причины для недовольства и организованного протеста. Крестьяне убивали сборщиков налогов и громили мелкие самурайские конвои. Тогда в 1609 году японский наместник уже в третий раз для Окинавы издал указ, запрещающий носить оружие. По всей Окинаве и Японии после указа Хидэеси в 1588 году была объявлена «охота за мечами» (катана гари). Крестьяне, горожане и даже монахи, имевшие холодное оружие, подлежали смертной казни. За обладание оружием сурово карались целые деревни, а способ наведения порядка доходил до унизительных для жителей острова мер: секиры и ножы для разделывания мяса были прикованы цепью к столбу в центре деревни, и только там можно было ими пользоваться. От такого унижения закипала кровь даже у тех, кто никогда не имел оружия.

 

(часть 1) (часть 2) (часть 3) (часть 4) (часть 5)