(часть 1) (часть 2) (часть 3) (часть 4) (часть 5)

ИСТОРИЯ КАРАТЭДО (часть 1)

Великий путь не имеет начала
Тысячи дорог ведут к нему
Тот, кто пройдет через начало пути без дверей,
Шагает свободно между небом и землей.


История каратэдо как системы боевого единоборства своими корнями уходит в глубокую древность. Первый и главный вопрос, на разрешение которого прежде всего направлены исторические исследования — место происхождения каратэдо. Некоторые историки утверждают, что у каратэдо «китайские корни», то есть это боевое искусство было создано в Китае, а потом привнесено на остров Окинава Другие доказывают, что основы каратэдо на Окинаве существовали на острове задолго до появления там китайских мастеров ЦЮАНЬ-ШУ в виде окинавских традиций рукопашного боя. Существует также версия, согласно которой после того, как китайское цюань-шу попало на Окинаву, оно приобрело национальные только ей присущие окинавские черты и пути дальнейшего его развития.

Давайте попробуем проследить путь развития каратэдо и сделать собственные выводы, относительно этого немаловажного вопроса для каждого занимающегося этим искусством.

Сперва рассмотрим этап истории, связанный с Китаем. Существуют несколько легенд о том, что боевые единоборства, сходные с современным каратэдо, были занесены в Китай индийскими миссионерами, но к сожалению к настоящему времени ни одна из них не имеет документального подтверждения. Одна из версий упоминает имя БОДХИДХАРМЫ — 28-го буддийского патриарха из Южной Индии, который в начале VI века н.э. приехал в Китай, а именно в царство Вэй и обосновался в монастыре ШАОЛИНЬ (дословный перевод -храм молодого леса).

Храм Шаолинь был построен на склоне лесистой горы Шаоши (Хэнань) в нескольких десятках километров от города Чжэнчжоу индийским миссионером по имени Бато по повелению императора Сяовэня. Здесь Бодхидхарма проповедовал свое учение о прозрении природы Будды в душе каждого живого существа, причем минуя традиционные ступени постижения истины, характерные для ортодоксального Буддизма. Наряду с этим он проводил активные физические тренировки для монахов, основанные на принципе движений животных с элементами самозащиты. Этот комплекс упражнений, предположительно, назывался «18 движений рук архатов». Приемы комплекса укрепляли силу духа и тела, подготовка их к испытаниям, каковыми являлись длительные сеансы медитации, а также служили средством защиты на дорогах за пределами монастыря.

Приемы комплекса отличались небольшой амплитудой движений и главным образом базировались на специальных методах дыхания. Таким образом, медитативная практика стала сочетаться с физическими упражнениями. Позднее этот комплекс упражнений стали называть «И-ЦЗИНЬ-ЦЗИНЬ» по-китайски или «ЭККИН-КЁ» по-японски и послужил основой для стиля, который назывался «ШАОЛИНЬ-ЦЮАНЬ» и явился основой для образования многих других стилей и школ. Позднее, а именно в пору расцвета монастыря в XV веке появляется пять основных стилей: Тигр, Дракон, Змея, Журавль и Леопард.

До самой смерти Бодхидхарма учил своих приемников технике, основы которой заложил и которая предназначена, с одной стороны, для сохранения здоровья, а с другой — для достижения единства тела и духа. Именно этот второй аспект учения индийского монаха оказался основополагающим последующего развития боевых искусств. Бодхидхарма утверждал, что тело и дух суть неразделимые понятия, и конечная ИСТИНА, а именно внезапное озарение САМАДХИ, приносящее подлинное знание и душевную гармонию, недостижима вне этого союза. Очищение духа и дисциплина тела равнозначны: только если тело достаточно крепко, чтобы противостоять воздействиям внешнего мира, дух может обрести мир и познать. Следовательно, совершенство человека, которое является целью метафизического поиска, не может быть достигнуто иначе, как при помощи постоянного физического совершенствования.

Таким образом, Боевое искусство впервые определяется как средство для достижения некого состояния духа. В этом смысле доктрина Бодхидхармы может являться основой для всех восточных боевых искусств. Не будучи совершенно новым, метод Бодхидхармы внес эффективный вклад в развитие методов единоборств. В техническом плане он обеспечил синтез местных методов борьбы с индийскими теориями и образование боевого искусства. Много нового было привнесено прежде всего в плане духовном. Буддизм, прежде всего ДЗЕН-БУДДИЗМ, внес значительный вклад в формирование духовной стороны боевых искусств, и не будет преувеличением, если сказать, что Дзен-Буддизм послужил настоящим «приводом» для воинских искусств, и главным образом для таких, которые были рассчитаны на борьбу без оружия или с палкой — единственным оружием, которое могли иметь монахи во время своих странствий.

После смерти Бодхидхармы монастырь Шаолинь подвергся многим потрясениям — это была эпоха, когда Китай был разделен на множество враждующих между собой царств. По легендам, примерно в IX — X веках храм Шаолиня был сожжен во время крестьянских войн и гражданской смуты, почти все монахи погибли, а те, кто остался в живых, бежали на юг страны и основали в провинции Фуцзянь новый монастырь — ЧЖАО-ЛИНЬ (по-японски СЁРЭЙ), что в переводе означает «ясная душа» или «просветленный дух». В большинстве первоисточников европейских и американских авторов этот храм называется Южный Шао-линь. Примерно с этого времени происходит деление на северные и южные стили.

Между XII и XVI веками в Китае возникает несколько десятков различных стилей рукопашного боя, история которых связана с их легендарными деятелями и их подвигами на поприще боевых искусств. При этом духовная, философская сторона большинства северных стилей связана с чань-буддийской философией, а южных с Даосистской традицией. На период XVII — XVIII веков, когда большая часть континентального Китая находилась под властью манчжуров, приходится время интенсивной эмиграции китайцев в близлежащие страны Азии. В результате китайская техника рукопашного боя проникает в Корею, Вьетнам, Бирму, Таиланд, Индонезию, где впитав местные традиции, способствует складыванию и развитию особых систем ведения боя, так или иначе генетически связанных с Цюань-шу.

Однако такое быстрое распространение неизбежно сопровождалось трансформацией ШАО-ЛИНЬ-ШУ-КЭМПО в простой набор физических упражнений. Суть учения Бодхидхармы — осознание духовной цели были потеряны. Эта цель была заново открыта и поставлена уже в Японии, куда Дзен проник в XII веке и был принят военным сословием самураев.

 

(часть 1) (часть 2) (часть 3) (часть 4) (часть 5)