Возрастные этапы тренировки.
Обучение детей и подростков имеет существенные особенности из-за ограниченности уровня их физической и психической подготовленности в каждом возрастном периоде, которые ограничивают возможности юных спортсменов к освоению многих разделов каратэ. Также имеет значение воздействие пубертатного периода на динамику развития различных двигательных и психических качеств. Поэтому, при построении многолетней тренировочной деятельности, в целях систематизации содержания обучения каратистов, особенно в случае раннего начала занятий (6-8 лет), необходимо четкое разделение средств и методов применяемых на различных этапах подготовки, с учетом сенситивных периодов развития физических качеств. Вместе с тем нельзя оставлять без внимания те качества, которые в данном возрасте не имеют преимущественного развития. Особенно важно соблюдать соразмеренность сочетания развития гибкости и координационных способностей, общей выносливости и скоростных качеств, общей выносливости и силы, т.е. тех из них, которые имеют в своей основе разные физиологические механизмы.
Примерные сенситивные периоды развития двигательных качеств.
Морфофункциональные показатели, физические качества | Возраст, лет | ||||||||||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | |
Рост | X | X | X | X | |||||||||
Мышечная масса | X | X | X | X | |||||||||
Гибкость | X | X | X | X | X | X | |||||||
Координационные способности | X | X | X | X | X | X | X | X | |||||
Быстрота | X | X | X | X | X | X | X | X | |||||
Скоростно-силовые качества | X | X | X | X | X | X | X | ||||||
Сила максимальная | X | X | X | ||||||||||
Выносливость аэробная | X | X | X | X | X | X | X | ||||||
Выносливость анаэробная | X | X | X | X |
В группу НСП зачисляются дети с 9 лет, желающие заниматься спортивным каратэ и имеющие письменное разрешение врача – педиатра. Группа может формироваться как из детей , обучающихся на этапе ПП и успешно прошедших контрольные переводные испытания по физической и технической подготовке, так и из новичков, при условии сдачи приемных нормативов по ОФП. Длительность этапа – 3 года. Объем нагрузок по годам обучения составляет 6-9 часов в неделю.
Основными задачами этапа НСП являются привитие интереса к систематическим занятиям каратэ, воспитание основных физических качеств с преимущественной направленностью на дальнейшее развитие быстроты, активной гибкости, координационных способностей, а также скоростных и силовых качеств. Изучение базовых приемов технического арсенала традиционного каратэдо, начальных и первых базовых ката, успешное участие в квалификационных испытаниях на присвоение разрядов 9 — 7 кю. Овладение основами техники и тактики спортивного каратэ, воспитание спортивного характера, приобретение начального соревновательного опыта. Определение спортивных задатков и способностей детей, а также их предрасположенности к выбору будущей спортивной специализации.
Этап НСП один из наиболее важных, поскольку на этом этапе закладывается база дальнейшего овладения спортивным мастерством. На этапе НСП целесообразно выдвигать на первый план разностороннюю физическую подготовку и целенаправленно развивать весь комплекс физических качеств, подлежащих формированию в данный сенситивный возраст, путем подбора комплексов специальных упражнений, а также различных игр, эстафет и других форм общеразвивающих упражнений в виде тренировочных заданий с учетом общего уровня подготовки юных спортсменов.
Особенностью тренировки юных каратистов на этапе НСП является формирование у них специализированных двигательных умений и несложных навыков параллельно с развитием тех физических качеств, которые необходимы для достижения успеха в спортивном каратэ (быстрота, активная гибкость, координационные способности, скоростно-силовые качества).
С самого начала этапа НСП все занимающиеся приступают к целенаправленной подготовке и регулярному участию в соревнованиях по ката различного ранга. В официальных соревнованиях по кумитэ начинают выступать по достижению 10 лет.
№ раздела темы | Название раздела, темы | Количество часов |
I | Раздел: Легкоатлетические упражнения. | 36 |
---|---|---|
1 | Тема: Бег. | |
1.1. | Эстафеты с бегом на скорость. | |
1.2. | Бег с преодолением препятствий. | |
1.3. | Челночный бег 3х5 м, 3х10 м. | |
2 | Тема: Прыжки. | |
2.1. | Прыжки в высоту на одной и на двух ногах. | |
2.2. | Прыжки в длину с места и с разбега. | |
2.3. | Игры с использованием скакалки. | |
3 | Тема: Метание. | |
3.1. | Метание малого мяча на дальность. | |
3.2. | Метание в цель (2х2 м) с 3-4 м. | |
3.3. | Бросок набивного мяча (0.5 кг). | |
II | Раздел: Гимнастика с элементами акробатики. | 36 |
1 | Тема: Акробатика. | |
1.1. | Кувырки вперед и назад. | |
1.2. | Переворот на мост из упора на голове и руках. | |
1.3. | Переворот со стойки на руках на мост. | |
1.4. | «Колесо» и «Рондат». | |
1.5. | Стойка на голове и руках. | |
1.6. | Стойка и ходьба на руках. | |
2 | Тема: Навыки равновесия. | |
2.1. | Стойка на носках, на одной ноге. | |
2.2. | Ходьба по гимнастическому бревну. | |
3 | Тема: Гибкость. | |
3.1. | Наклон туловища вперед из положения сидя. | |
3.2. | “Шпагат”. | |
3.3. | “Мост”. | |
3.4. | “Лягушка”. | |
3.5. | “Лотос”. | |
III | Раздел: Кихон (Основы). | 48 |
1 | Тема: Тати вадза (Техника стоек). | |
1.1. | Мусуби дати. | |
1.2. | Хатидзи дати. | |
1.3. | Сико дати. | |
1.4. | Неко-аси дати. | |
1.5. | Мото дати. | |
1.6. | Дзэнкутсу дати. | |
2 | Тема: Идо (Передвижения). | |
2.1. | Мото дати. | |
2.2. | Дзэнкутсу дати. | |
2.3. | Сико дати. | |
2.4. | Тай сабаки. | |
3 | Тема: Тэ вадза (Техника рук). | |
3.1. | Сэикэн-тёку дзуки. | |
3.2. | Ои дзуки. | |
3.3. | Гяку дзуки. | |
3.4. | Ни-рэн дзуки.. | |
4 | Тема: Аси вадза (Техника ног). | |
4.1. | Маэ гэри. | |
4.2. | Маваси гэри. | |
5 | Тема: Богё вадза (Техника защиты). | |
5.1. | Гэдан бараи. | |
5.2. | Агэ укэ. | |
5.3. | Сюто барай укэ. | |
5.4. | Отоси учи укэ. | |
6 | Тема: Рэндзоку вадза (Техника связок). | |
6.1. | Рэндзоку вадза сандан. | |
IV | Раздел: Ката. | 48 |
1 | Пинан нидан. | |
2* | Пинан 1-5 | |
V | Раздел: Кумитэ. | 48 |
1 | Бункай пинан нидан. |
№ раздела темы | Название раздела, темы | Количество часов |
I | Раздел: Легкоатлетические упражнения. | 31 |
---|---|---|
1 | Тема: Бег. | |
1.1. | Эстафеты с бегом на скорость. | |
1.2. | Бег с преодолением препятствий. | |
1.3. | Челночный бег 3х5 м, 3х10 м. | |
2 | Тема: Прыжки. | |
2.1. | Прыжки в высоту на одной и на двух ногах. | |
2.2. | Прыжки в длину с места и с разбега. | |
2.3. | Игры с использованием скакалки. | |
3 | Тема: Метание. | |
3.1. | Метание малого мяча на дальность. | |
3.2. | Метание в цель (2х2 м) с 3-4 м. | |
3.3. | Бросок набивного мяча (0.5 кг). | |
II | Раздел: Гимнастика с элементами акробатики. | 32 |
1 | Тема: Акробатика. | |
1.1. | Кувырки вперед и назад. | |
1.2. | Переворот на мост из упора на голове и руках. | |
1.3. | Переворот со стойки на руках на мост. | |
1.4. | «Колесо» и «Рондат». | |
1.5. | Стойка на голове и руках. | |
1.6. | Стойка и ходьба на руках. | |
2 | Тема: Навыки равновесия. | |
2.1. | Стойка на носках, на одной ноге. | |
2.2. | Ходьба по гимнастическому бревну. | |
3 | Тема: Гибкость. | |
3.1. | Наклон туловища вперед из положения сидя. | |
3.2. | “Шпагат”. | |
3.3. | “Мост”. | |
3.4. | “Лягушка”. | |
3.5. | “Лотос”. | |
III | Раздел: Кихон (Основы). | 51 |
1 | Тема: Тати вадза (Техника стоек). | |
1.1. | Мусуби дати. | |
1.2. | Хатидзи дати. | |
1.3. | Сико дати. | |
1.4. | Неко-аси дати. | |
1.5. | Мото дати. | |
1.6. | Дзэнкутсу дати. | |
2 | Тема: Идо (Передвижения). | |
2.1. | Мото дати. | |
2.2. | Дзэнкутсу дати. | |
2.3. | Сико дати. | |
2.4. | Тай сабаки. | |
3 | Тема: Тэ вадза (Техника рук). | |
3.1. | Сэикэн-тёку дзуки. | |
3.2. | Ои дзуки. | |
3.3. | Гяку дзуки. | |
3.4. | Ни-рэн дзуки. | |
3.5. | Нуки-тэ дзуки. | |
3.6. | Хидзи атэ. | |
3.7. | Уракэн учи. | |
4 | Тема: Аси вадза (Техника ног). | |
4.1. | Маэ гэри. | |
4.2. | Маваси гэри. | |
4.3. | Ёко гэри. | |
5 | Тема: Богё вадза (Техника защиты). | |
5.1. | Гэдан бараи. | |
5.2. | Агэ укэ. | |
5.3. | Сюто барай укэ. | |
5.4. | Отоси учи укэ. | |
5.5. | Ёко укэ. | |
5.6. | Хидзи укэ. | |
6 | Тема: Рэндзоку вадза (Техника связок). | |
6.1. | Рэндзоку вадза сандан. | |
6.2. | Рэндзоку вадза шодан. | |
IV | Раздел: Ката. | 51 |
1 | Пинан нидан. | |
2 | Пинан сандан. | |
3* | Пинан 1-5 Бассай Дай Сэйэнчин Мацумура Рохай |
|
V | Раздел: Кумитэ. | 51 |
1 | Бункай пинан нидан. | |
2 | Бункай пинан сандан. |
* — для спортсменов, специализирующихся в ката.