Возрастные этапы тренировки.
Обучение детей и подростков имеет существенные особенности из-за ограниченности уровня их физической и психической подготовленности в каждом возрастном периоде, которые ограничивают возможности юных спортсменов к освоению многих разделов каратэ. Также имеет значение воздействие пубертатного периода на динамику развития различных двигательных и психических качеств. Поэтому, при построении многолетней тренировочной деятельности, в целях систематизации содержания обучения каратистов, особенно в случае раннего начала занятий (6-8 лет), необходимо четкое разделение средств и методов применяемых на различных этапах подготовки, с учетом сенситивных периодов развития физических качеств. Вместе с тем нельзя оставлять без внимания те качества, которые в данном возрасте не имеют преимущественного развития. Особенно важно соблюдать соразмеренность сочетания развития гибкости и координационных способностей, общей выносливости и скоростных качеств, общей выносливости и силы, т.е. тех из них, которые имеют в своей основе разные физиологические механизмы.
Примерные сенситивные периоды развития двигательных качеств.
Морфофункциональные показатели, физические качества | Возраст, лет | ||||||||||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | |
Рост | X | X | X | X | |||||||||
Мышечная масса | X | X | X | X | |||||||||
Гибкость | X | X | X | X | X | X | |||||||
Координационные способности | X | X | X | X | X | X | X | X | |||||
Быстрота | X | X | X | X | X | X | X | X | |||||
Скоростно-силовые качества | X | X | X | X | X | X | X | ||||||
Сила максимальная | X | X | X | ||||||||||
Выносливость аэробная | X | X | X | X | X | X | X | ||||||
Выносливость анаэробная | X | X | X | X |
Моноголетний учебно-тренировочный процесс подготовки квалифицированных спортсменов разделен на ряд последовательных этапов. Эти этапы отличаются друг от друга своими целями и задачами, средствами и методами обучения, параметрами тренировочных и соревновательных нагрузок.
Этап предварительной подготовки.
На этапе предварительной подготовки (ПП) формируются группы предварительной подготовки (ГПП), в которые зачисляются дети (6-8 лет), желающие заниматься каратэ и имеющие письменное разрешение врача педиатра.
Длительность этапа от 1 до 3 лет, до достижения занимающимися детьми 8-ми летнего возраста. Объем нагрузок составляет от 2 до 4 часов (академических) в неделю.
Примерное направление учебно-тренировочного процесса на этапе ПП:
1. Выявление задатков и способностей детей.
2. Укрепление здоровья и улучшение физического развития.
3. Привитие потребности к систематическим занятиям каратэ.
4. Овладение техникой простых приемов и их комбинаций.
5. Успешное участие в квалификационных испытаниях на присвоение 10 квалификационного разряда (10 кю).
6. Подготовка к выполнению контрольно-переводных нормативов по физической и технической подготовке для зачисления в группу начальной спортивной подготовки.
На этапе ПП преобладают игровые формы при их общей направленности на развитие простейших двигательных умений и функциональных возможностей.
№ раздела темы | Название раздела, темы | Количество часов |
I | Раздел: Легкоатлетические упражнения. | 36 |
---|---|---|
1 | Тема: Бег. | |
1.1. | Бег с изменением направления. | |
1.2. | Бег в чередовании с ходьбой до 150 м | |
1.3. | Бег с преодолением препятствий. | |
1.4. | Челночный бег 3х5 м, 3х10 м. | |
1.5. | Эстафеты с бегом на скорость | |
2 | Тема: Прыжки. | |
2.1. | Прыжки на одной и на двух ногах на месте. | |
2.2. | Прыжки в длину. | |
2.3. | Игры с использованием скакалки. | |
3 | Тема: Метание. | |
3.1. | Метание малого мяча на дальность. | |
3.2. | Метание в цель (2х2 м) с 3-4 м. | |
3.3. | Бросок набивного мяча (0.5 кг). | |
II | Раздел: Гимнастика с элементами акробатики. | 36 |
1 | Тема: Акробатика. | |
1.1. | Группировка; перекаты в группировке. | |
1.2. | Стойка на лопатках. | |
1.3. | Кувырки вперед и назад. | |
2 | Тема: Лазанья и перелезания. | |
2.1. | Лазанье по гимнастической стенке и канату. | |
2.2. | Перелезание через гимнастического коня. | |
2.3. | Перелезание через горку матов. | |
3 | Тема: Навыки равновесия. | |
3.1. | Стойка на носках, на одной ноге. | |
3.2. | Ходьба по гимнастической скамейке. | |
4 | Тема: Строевые упражнения. | |
4.1. | Строевые упражнения. | |
5 | Тема: Общеразвивающие упражнения. | |
5.1. | Движения на месте и в движении. | |
5.2. | Комбинации общеразвивающих упражнений. | |
6 | Тема: Гибкость. | |
6.1. | Наклон туловища вперед из положения сидя. | |
6.2. | «Шпагат». | |
6.3. | «Мост». | |
6.4. | «Лягушка». | |
6.5. | «Лотос». | |
III | Раздел: Подвижные игры. | 18 |
1 | Тема: Навыки бега. | |
1.1. | «К своим флажкам». | |
1.2. | «Два мороза». | |
1.3. | «Пятнашки». | |
2 | Тема: Навыки в прыжках. | |
2.1. | «Прыгающие воробушки». | |
2.2. | «Зайцы в огороде». | |
2.3. | «Лисы и куры». | |
3 | Тема: Совершенствование метаний. | |
3.1. | «Кто дальше бросит». | |
3.2. | «Точный расчет». | |
3.3. | «Метко в цель». | |
4 | Тема: Умения в ловле, бросках, передачах и ведении мяча. | |
4.1. | Ловля, передача, броски и ведение мяча. | |
4.2. | «Мяч в корзину». | |
4.3. | «Попади в обруч». | |
IV | Раздел: Каратэ. | 18 |
1 | Тема: Тати вадза (техника стоек). | |
1.1. | Мусуби дати. | |
1.2. | Хатидзи дати. | |
1.3. | Мото дати. | |
2 | Тема: Тэ вадза (техника рук). | |
2.1. | Сэикэн-тёку дзуки. | |
2.2. | Ои дзуки. | |
2.3. | Гяку дзуки. | |
3 | Тема: Богё вадза (техника защиты). | |
3.1. | Дзёдан бараи укэ. | |
3.2. | Гэдан бараи укэ. | |
4 | Тема: Рендзоку вадза (техника связок). | |
4.1. | Дзёдан бараи укэ + ои дзуки. | |
4.2. | Дзёдан бараи укэ + гяку дзуки. | |
4.3. | Гэдан бараи укэ + ои дзуки. | |
4.4. | Гэдан бараи укэ + гяку дзуки. | |
5 | Тема: Ката. | |
5.1. | Ёцу-но ката сёдан. | |
6 | Тема: Кумитэ. | |
6.1. | Бункаи ёцу-но ката сёдан. |
№ раздела темы | Название раздела, темы | Количество часов |
I | Раздел: Легкоатлетические упражнения. | 33 |
---|---|---|
1 | Тема: Бег. | |
1.1. | Бег с преодолением препятствий. | |
1.2. | Челночный бег 3х5 м, 3х10 м. | |
1.3. | Эстафеты с бегом на скорость | |
2 | Тема: Прыжки. | |
2.1. | Прыжки на одной и на двух ногах на месте. | |
2.2. | Прыжки в длину. | |
2.3. | Игры с использованием скакалки. | |
3 | Тема: Метание. | |
3.1. | Метание малого мяча на дальность. | |
3.2. | Метание в цель (2х2 м) с 3-4 м. | |
3.3. | Бросок набивного мяча (0.5 кг). | |
II | Раздел: Гимнастика с элементами акробатики. | 33 |
1 | Тема: Акробатика. | |
1.1. | Группировка; перекаты в группировке. | |
1.2. | Стойка на лопатках. | |
1.3. | Кувырки вперед и назад. | |
1.4. | Переворот на мост из упора на голове и руках. | |
1.5. | Стойка на голове и руках. | |
1.6. | «Колесо». | |
1.7. | «Рондат». | |
2 | Тема: Навыки равновесия. | |
2.1. | Стойка на носках, на одной ноге. | |
2.2. | Ходьба по гимнастической скамейке. | |
3 | Тема: Строевые упражнения. | |
3.1. | Строевые упражнения. | |
4 | Тема: Общеразвивающие упражнения. | |
4.1. | Комбинации общеразвивающих упражнений. | |
5 | Тема: Гибкость. | |
5.1. | Наклон туловища вперед из положения сидя. | |
5.2. | «Шпагат». | |
5.3. | «Мост». | |
5.4. | «Лягушка». | |
5.5. | «Лотос». | |
III | Раздел: Подвижные игры. | 16 |
1 | Тема: Навыки бега. | |
1.1. | «К своим флажкам». | |
1.2. | «Два мороза». | |
1.3. | «Пятнашки». | |
2 | Тема: Навыки в прыжках. | |
2.1. | «Прыгающие воробушки». | |
2.2. | «Зайцы в огороде». | |
2.3. | «Лисы и куры». | |
3 | Тема: Совершенствование метаний. | |
3.1. | «Кто дальше бросит». | |
3.2. | «Точный расчет». | |
3.3. | «Метко в цель». | |
4 | Тема: Умения в ловле, бросках, передачах и ведении мяча. | |
4.1. | Ловля, передача, броски и ведение мяча. | |
4.2. | «Мяч в корзину». | |
4.3. | «Попади в обруч». | |
IV | Раздел: Каратэ. | 26 |
1 | Тема: Тати вадза (техника стоек). | |
1.1. | Мусуби дати. | |
1.2. | Хатидзи дати. | |
1.3. | Сико дати. | |
1.4. | Мото дати. | |
1.5. | Дзэнкутсу дати. | |
1.6. | Неко-аси дати. | |
2 | Тема: Идо (передвижения). | |
2.1. | Мото дати. | |
2.2. | Дзэнкутсу дати. | |
2.3. | Сико дати. | |
2.4. | Мавари-аси. | |
3 | Тема: Тэ вадза (техника рук). | |
3.1. | Сэикэн-тёку дзуки. | |
3.2. | Ои дзуки. | |
3.3. | Гяку дзуки. | |
3.4. | Ни рэн дзуки. | |
4 | Тема: Аси вадза (техника ног). | |
4.1. | Маэ гэри. | |
5 | Тема: Богё вадза (техника защиты). | |
5.1. | Гэдан бараи. | |
5.2. | Агэ укэ. | |
5.3. | Сюто гэдан бараи. | |
5.4. | Отоси учи укэ. | |
6 | Тема: Рэндзоку вадза (техника связок). | |
6.1. | Гэдан бараи + ои дзуки. | |
6.2. | Гэдан бараи + гяку дзуки. | |
6.3. | Агэ укэ + ои дзуки. | |
6.4. | Агэ укэ + гяку дзуки. | |
6.5. | Сюто гэдан бараи + гяку дзуки. | |
6.6. | Отоси учи укэ + ои дзуки. | |
6.7. | Отоси учи укэ + гяку дзуки. | |
7 | Тема: Ката. | |
7.1. | Пинан Нидан. |