Пояснительная записка.

Возрастные этапы тренировки.
Обучение детей и подростков имеет существенные особенности из-за ограниченности уровня их физической и психической подготовленности в каждом возрастном периоде, которые ограничивают возможности юных спортсменов к освоению многих разделов каратэ. Также имеет значение воздействие пубертатного периода на динамику развития различных двигательных и психических качеств. Поэтому, при построении многолетней тренировочной деятельности, в целях систематизации содержания обучения каратистов, особенно в случае раннего начала занятий (6-8 лет), необходимо четкое разделение средств и методов применяемых на различных этапах подготовки, с учетом сенситивных периодов развития физических качеств. Вместе с тем нельзя оставлять без внимания те качества, которые в данном возрасте не имеют преимущественного развития. Особенно важно соблюдать соразмеренность сочетания развития гибкости и координационных способностей, общей выносливости и скоростных качеств, общей выносливости и силы, т.е. тех из них, которые имеют в своей основе разные физиологические механизмы.

 Примерные сенситивные периоды развития двигательных качеств.

Морфофункциональные показатели, физические качества Возраст, лет
6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Рост X X X X
Мышечная масса X X X X
Гибкость X X X X X X
Координационные способности X X X X X X X X
Быстрота X X X X X X X X
Скоростно-силовые качества X X X X X X X
Сила максимальная X X X
Выносливость аэробная X X X X X X X
Выносливость анаэробная X X X X

Моноголетний учебно-тренировочный процесс подготовки квалифицированных спортсменов разделен на ряд последовательных этапов. Эти этапы отличаются друг от друга своими целями и задачами, средствами и методами обучения, параметрами тренировочных и соревновательных нагрузок.
 
Этап предварительной подготовки.

На этапе предварительной подготовки (ПП) формируются группы предварительной подготовки (ГПП), в которые зачисляются дети (6-8 лет), желающие заниматься каратэ и имеющие письменное разрешение врача педиатра.
Длительность этапа от 1 до 3 лет, до достижения занимающимися детьми 8-ми летнего возраста. Объем нагрузок составляет от 2 до 4 часов (академических) в неделю.
Примерное направление учебно-тренировочного процесса на этапе ПП:
1. Выявление задатков и способностей детей.
2. Укрепление здоровья и улучшение физического развития.
3. Привитие потребности к систематическим занятиям каратэ.
4. Овладение техникой простых приемов и их комбинаций.
5. Успешное участие в квалификационных испытаниях на присвоение 10 квалификационного разряда (10 кю).
6. Подготовка к выполнению контрольно-переводных нормативов по физической и технической подготовке для зачисления в группу начальной спортивной подготовки.
На этапе ПП преобладают игровые формы при их общей направленности на развитие простейших двигательных умений и функциональных возможностей.

 
 

Учебно — тематический план ГПП первого года обучения

№ раздела темы Название раздела, темы Количество часов
I Раздел: Легкоатлетические упражнения. 36
1 Тема: Бег.
1.1. Бег с изменением направления.
1.2. Бег в чередовании с ходьбой до 150 м
1.3. Бег с преодолением препятствий.
1.4. Челночный бег 3х5 м, 3х10 м.
1.5. Эстафеты с бегом на скорость
2 Тема: Прыжки.
2.1. Прыжки на одной и на двух ногах на месте.
2.2. Прыжки в длину.
2.3. Игры с использованием скакалки.
3 Тема: Метание.
3.1. Метание малого мяча на дальность.
3.2. Метание в цель (2х2 м) с 3-4 м.
3.3. Бросок набивного мяча (0.5 кг).
II Раздел: Гимнастика с элементами акробатики. 36
1 Тема: Акробатика.
1.1. Группировка; перекаты в группировке.
1.2. Стойка на лопатках.
1.3. Кувырки вперед и назад.
2 Тема: Лазанья и перелезания.
2.1. Лазанье по гимнастической стенке и канату.
2.2. Перелезание через гимнастического коня.
2.3. Перелезание через горку матов.
3 Тема: Навыки равновесия.
3.1. Стойка на носках, на одной ноге.
3.2. Ходьба по гимнастической скамейке.
4 Тема: Строевые упражнения.
4.1. Строевые упражнения.
5 Тема: Общеразвивающие упражнения.
5.1. Движения на месте и в движении.
5.2. Комбинации общеразвивающих упражнений.
6 Тема: Гибкость.
6.1. Наклон туловища вперед из положения сидя.
6.2. «Шпагат».
6.3. «Мост».
6.4. «Лягушка».
6.5. «Лотос».
III Раздел: Подвижные игры. 18
1 Тема: Навыки бега.
1.1. «К своим флажкам».
1.2. «Два мороза».
1.3. «Пятнашки».
2 Тема: Навыки в прыжках.
2.1. «Прыгающие воробушки».
2.2. «Зайцы в огороде».
2.3. «Лисы и куры».
3 Тема: Совершенствование метаний.
3.1. «Кто дальше бросит».
3.2. «Точный расчет».
3.3. «Метко в цель».
4 Тема: Умения в ловле, бросках, передачах и ведении мяча.
4.1. Ловля, передача, броски и ведение мяча.
4.2. «Мяч в корзину».
4.3. «Попади в обруч».
IV Раздел: Каратэ. 18
1 Тема: Тати вадза (техника стоек).
1.1. Мусуби дати.
1.2. Хатидзи дати.
1.3. Мото дати.
2 Тема: Тэ вадза (техника рук).
2.1. Сэикэн-тёку дзуки.
2.2. Ои дзуки.
2.3. Гяку дзуки.
3 Тема: Богё вадза (техника защиты).
3.1. Дзёдан бараи укэ.
3.2. Гэдан бараи укэ.
4 Тема: Рендзоку вадза (техника связок).
4.1. Дзёдан бараи укэ + ои дзуки.
4.2. Дзёдан бараи укэ + гяку дзуки.
4.3. Гэдан бараи укэ + ои дзуки.
4.4. Гэдан бараи укэ + гяку дзуки.
5 Тема: Ката.
5.1. Ёцу-но ката сёдан.
6 Тема: Кумитэ.
6.1. Бункаи ёцу-но ката сёдан.


 

Учебно — тематический план ГПП второго года обучения

№ раздела темы Название раздела, темы Количество часов
I Раздел: Легкоатлетические упражнения. 33
1 Тема: Бег.
1.1. Бег с преодолением препятствий.
1.2. Челночный бег 3х5 м, 3х10 м.
1.3. Эстафеты с бегом на скорость
2 Тема: Прыжки.
2.1. Прыжки на одной и на двух ногах на месте.
2.2. Прыжки в длину.
2.3. Игры с использованием скакалки.
3 Тема: Метание.
3.1. Метание малого мяча на дальность.
3.2. Метание в цель (2х2 м) с 3-4 м.
3.3. Бросок набивного мяча (0.5 кг).
II Раздел: Гимнастика с элементами акробатики. 33
1 Тема: Акробатика.
1.1. Группировка; перекаты в группировке.
1.2. Стойка на лопатках.
1.3. Кувырки вперед и назад.
1.4. Переворот на мост из упора на голове и руках.
1.5. Стойка на голове и руках.
1.6. «Колесо».
1.7. «Рондат».
2 Тема: Навыки равновесия.
2.1. Стойка на носках, на одной ноге.
2.2. Ходьба по гимнастической скамейке.
3 Тема: Строевые упражнения.
3.1. Строевые упражнения.
4 Тема: Общеразвивающие упражнения.
4.1. Комбинации общеразвивающих упражнений.
5 Тема: Гибкость.
5.1. Наклон туловища вперед из положения сидя.
5.2. «Шпагат».
5.3. «Мост».
5.4. «Лягушка».
5.5. «Лотос».
III Раздел: Подвижные игры. 16
1 Тема: Навыки бега.
1.1. «К своим флажкам».
1.2. «Два мороза».
1.3. «Пятнашки».
2 Тема: Навыки в прыжках.
2.1. «Прыгающие воробушки».
2.2. «Зайцы в огороде».
2.3. «Лисы и куры».
3 Тема: Совершенствование метаний.
3.1. «Кто дальше бросит».
3.2. «Точный расчет».
3.3. «Метко в цель».
4 Тема: Умения в ловле, бросках, передачах и ведении мяча.
4.1. Ловля, передача, броски и ведение мяча.
4.2. «Мяч в корзину».
4.3. «Попади в обруч».
IV Раздел: Каратэ. 26
1 Тема: Тати вадза (техника стоек).
1.1. Мусуби дати.
1.2. Хатидзи дати.
1.3. Сико дати.
1.4. Мото дати.
1.5. Дзэнкутсу дати.
1.6. Неко-аси дати.
2 Тема: Идо (передвижения).
2.1. Мото дати.
2.2. Дзэнкутсу дати.
2.3. Сико дати.
2.4. Мавари-аси.
3 Тема: Тэ вадза (техника рук).
3.1. Сэикэн-тёку дзуки.
3.2. Ои дзуки.
3.3. Гяку дзуки.
3.4. Ни рэн дзуки.
4 Тема: Аси вадза (техника ног).
4.1. Маэ гэри.
5 Тема: Богё вадза (техника защиты).
5.1. Гэдан бараи.
5.2. Агэ укэ.
5.3. Сюто гэдан бараи.
5.4. Отоси учи укэ.
6 Тема: Рэндзоку вадза (техника связок).
6.1. Гэдан бараи + ои дзуки.
6.2. Гэдан бараи + гяку дзуки.
6.3. Агэ укэ + ои дзуки.
6.4. Агэ укэ + гяку дзуки.
6.5. Сюто гэдан бараи + гяку дзуки.
6.6. Отоси учи укэ + ои дзуки.
6.7. Отоси учи укэ + гяку дзуки.
7 Тема: Ката.
7.1. Пинан Нидан.